Подшипники, в которых используется трение качения благодаря установке шариков или роликов между опорными поверхностями оси или вала, получили название – подшипники качения.
Подшипники подразделяют на:
- радиальные, которые воспринимают радиальные нагрузки;
- упорные, которые воспринимают только осевые нагрузки;
- радиально-упорные, которые воспринимают одновременно радиальные и осевые нагрузки.
По сравнению с подшипниками скольжения подшипники качения имеют следующие преимущества:
- малый коэффициент трения;
- большую грузоподъемность при меньшей ширине подшипника;
- незначительный расход смазочных материалов;
- взаимозаменяемость;
- простоту монтажа, ухода и обслуживания.
К недостаткам относятся:
- значительно меньшая долговечность при больших частотах вращения и при больших нагрузках;
- ограниченная способность воспринимать ударные нагрузки;
- большие наружные диаметры по сравнению с подшипниками скольжения.
По форме тел качения подшипники качения делят на шариковые и роликовые. Ролики могут быть цилиндрические короткие, цилиндрические длинные, витые, игольчатые, бочкообразные и конические. По числу рядов тел качения различают подшипники однорядные, двухрядные и специальные с большим числом рядов, подробнее тут https://telegraf.by/press-relizi/tipy-podshipnikov/.
По способу компенсации перекосов вала подшипники делят на несамоустанавливающиеся и самоустанавливающиеся (со сферической внутренней поверхностью наружного кольца у радиальных подшипников).
По направлению воспринимаемой нагрузки бывают радиальные, радиально-упорные и упорные подшипники.
По радиальным габаритам при одинаковом внутреннем диаметре подшипники делят на следующие серии: сверхлегкие, особолегкие, легкие, средние, тяжелые; по ширине подшипники различают: узкие, нормальные, широкие и особо широкие.
Маркировка подшипников качения отражает основные параметры и конструктивные особенности подшипников. Обозначения наносят на торец колец подшипников.
Первые две цифры, считая справа налево, означают внутренний диаметр подшипника. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм эти две цифры следует умножить на 5, чтобы получить фактический внутренний диаметр в миллиметрах. Для подшипников с диаметром от 20 мм принято следующее обозначение внутреннего диаметра:
- 00 для диаметра 10 мм,
- 01 – 12 мм,
- 02 – 15 мм
- 03 – 17 мм.
Третья цифра справа указывает серию подшипника по диаметральным размерам и ширине. Приняты следующие обозначения:
- 1 – особо легкая серия;
- 2 – легкая серия;
- 3 – средняя серия;
- 4 – тяжелая серия;
- 5 – легкая широкая серия;
- 6 – средняя широкая серия.
Четвертая цифра справа означает тип подшипника. Приняты следующие обозначения типов:
- 0 – радиальный шариковый однорядный;
- 1 – радиальный шариковый двухрядный сферический;
- 2 — радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
- 3 – радиальный двухрядный сферический с бочкообразными роликами;
- 4 — радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами и игольчатый;
- 5 – радиальный с витыми роликами;
- 6 – радиально-упорный шариковый;
- 7 – роликовый конический радиальноупорный;
- 8 – упорный шариковый;
- 9 – упорный роликовый.
Пятая и шестая цифры справа характеризуют конструктивные особенности подшипника.
Седьмая цифра справа означает серию подшипника по ширине.