Что такое электронная цифровая подпись (ЭЦП), как ее получить и использовать

Автор Мария Тулина — бухгалтер, консультант по финансовой грамотности и госзакупкам для НКО, выпускница Школы региональных экспертов.

Электронная цифровая подпись — комбинация знаков или паролей, которая служит эквивалентом обычной подписи на бумаге. По сути подпись — это специально сгенерированный файл с цифрами, который крепится к электронному документу. Этот файл отвечает на три главных вопроса:

Кто подписал документ?
Когда подписали документ?
Есть ли у этого человека полномочия?
Зачем нужна электронная подпись

Электронная подпись понадобится тем, кто собирается использовать в работе электронные документы, сдавать отчетность и получать услуги в интернете.

Вот как используют электронную подпись юридические лица:

Работают с электронными документами, которые не надо печатать на бумаге. Государство признает такие документы имеющими юридическую силу.
Передают электронные налоговые декларации в ИФНС, отчетность в ПФ, ФСС, Росстат.
Подписывают документы в системе дистанционного банковского обслуживания, где можно удаленно оформить платеж и получить другие банковские услуги.
Вносят изменения, ликвидируют и перерегистрируют организации.
Оформляют трудовые отношения с удаленным сотрудником.
Участвуют в электронных торгах, где подписывают заявки на тендеры и тендерную документацию в электронном виде.
Подписывают служебные электронные документы внутри организации.
Оформляют электронные заявки на патенты, сделки с собственностью и др.
Все эти операции призваны облегчить жизнь — экономить на бумажном документообороте, меньше бегать по инстанциям, получать государственные услуги удаленно и т. п.

Основное преимущество ЭЦП – надежность. Обычную подпись просто подделать, а электронная имеет высокий уровень защиты от фальсификаций.

Есть три вида электронных подписей. Они отличаются сферой применения и степенью надёжности.

Простая электронная подпись

Это комбинация цифровых данных, с помощью которых можно идентифицировать личность. Простой пример — логин и пароль, которые вводим на сайтах для авторизации, или смс-код, который присылают на телефон для входа в личный кабинет. Это электронная подпись для повседневной жизни.

Недостатки

Простая электронная подпись не имеет юридической силы. Её нельзя использовать для подачи документов в государственные инстанции, а также для участия в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — чаще всего это ключ, хранящийся на USB-носителе. Иногда НЭП может создать программа, в которой работаете (только она и опознает эту подпись). Функционал такой подписи тоже частично ограничен.

Недостатки

НЭП подходит скорее физлицам. НКО неквалифицированная электронная подпись подойдёт только при внушительном объёме внутреннего или внешнего документооборота, в других ситуациях её функционала может быть недостаточно.

Квалифицированная электронная подпись

Наиболее совершенный вид электронной подписи — усиленная квалифицированная подпись (КЭП). Это ключ, сформированный с помощью сертифицированных криптографических средств, который записывается на USB-носитель.

Ключ электронной подписи указан в сертификате, который выдаёт удостоверяющий центр, аккредитованный в Минкомсвязи и ФНС России.

КЭП состоит из:

— закрытого ключа, который генерирует электронную подпись,

— открытого ключа для проверки подлинности подписи,

— сертификата ЭП с данными о владельце подписи и об удостоверяющем центре.

КЭП способна обеспечить надёжную защиту информации от посторонних лиц, а степень конфиденциальности данных владелец устанавливает сам. Данные будут защищены даже когда срок действия ключа истечёт.

Для работы с квалифицированной подписью потребуются:

·                Флеш-накопитель (с 1 января 2022 года только особые типы).

·                Средство криптозащиты (шифрования данных). Например, КриптоПро.

·                Установленный личный сертификат.

·                Установленные библиотеки для электронной подписи.

Где можно применять? Если коротко — везде.

Недостатки

У КЭП существует один недостаток: нужно ежегодно оплачивать сертификат электронной подписи.

Подытожим:

Выбор подписи зависит от задач, которые стоят перед НКО.
Простая электронная подпись не имеет юридической силы и пригодна лишь для стандартных ежедневных задач, например, для доступа на интернет-сайты.
Неквалифицированная подпись подойдёт, если ваша компания имеет большой объём внутреннего или внешнего документооборота.
Квалифицированная подпись позволит работать с государственными порталами, дистанционно отправлять документы, зарегистрировать онлайн-кассу и участвовать в электронных торгах. https://fraufluger.ru/economy/chto-takoe-elektronnaya-podpis-kak-ee-poluchit/

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *